. Художественное искусство для разных людей | Блог о кино

Художественное искусство для разных людей

Когда выбирались картины из произведений относительно известного художника, то весь тест состоял только из его картин, так что, в этом случае, не могло быть никакого «культурного влияния» или «общего отношения», определяющего относительную ценность разных предметов. Но последнее соображение еще более убедительно — как могут культурные влияния создать корреляцию между эстетическими тестами описанного типа и суждениями о простом цвете? Не существует никакого культурного управления, которое было бы известно некоторым субъектам и которому они могли бы подчиняться в области оценки цветов спектра. Девушка с жемчужной серёжкой является примером отличной картины.

В действительности, большинство субъектов сомневалось в том, что между людьми есть вообще хоть какое-нибудь согласие в данной сфере, строго придерживаясь «субъективной» позиции. Но влияние, которого не было в случае с одним из тестов, не может, ни с какой долей вероятности, стать причиной корреляции между этим тестом и другими. Следовательно, мы должны отбросить «культурный» аргумент, вопреки его кажущейся внешней убедительности.
Но такое мнение не должно заходить слишком далеко. Нельзя отрицать того, что культурные влияния действительно имеют очень огромное значение. Если мы посмотрим на факторы, определяющие суждения многих людей в области искусства, то обнаружим, что определенные из этих факторов вообще не имеют эстетической природы. Денежная ценность картины, ее известность, тот факт, что она выставляется королевской академией, знание положения художника в иерархии его коллег — все это и большое количество других внешних соображений определяют то, что скажет человек, когда его спросят: «Вам нравится эта картина?». Однако психолога, не более чем специалиста по эстетике или философа, не особенно интересуют такие, не имеющие отношения к делу, факторы. Он хочет изолировать определяющие факторы подлинно эстетических реакций. С этой целью он должен тщательно отбирать материал так, чтобы соображения приведенного выше типа не могли влиять на его субъектов. Такой контроль абсолютно необходим. Без него мы заблудимся в неразберихе противоречивых и неэстетических факторов влияния.
Аналогичные аргументы применимы и к другому вызывающему беспокойство вопросу. В том случае, если мы составляем тест с широким диапазоном отличий не только по качеству, но и по стилю, работы старых мастеров и работы школы Пикассо — Матисса, то тип предпочтений будет, в некоторой степени, скрывать различия в качестве, представляющие наш главный интерес. Следовательно, такой тест для нашей цели не годится. Мы должны будем разделить его на два, составив один только из работ старых мастеров, а второй — только из работ школы Пикассо — Матисса.

Комментарии закрыты