. Блог о кино » Режиссер Юрий Кара о своем фильме «Воры в законе»

Режиссер Юрий Кара о своем фильме «Воры в законе»

Сколько критических громов и молний было выпущено в адрес «Воров в законе»! И какие полярные мнения! От поддержки (таких авторов, правда, было не много) до полного неприятия и «приза» «Три К»— конъюнктура, коммерция, кич,— присужденного на фестивале «Золотой Дюк», а это уже само по себе свидетельствует, что картина не укладывается в привычные рамки восприятия. Ну, а зритель, как известно, «голосует ногами». Сегодня кассовый успех «Воров в законе» приближается к успеху таких рекордсменов, как «Пираты XX века», «Экипаж», «Москва слезам не верит». И все же доволен ли режиссер прокатной судьбой своей ленты?

— К этому у меня отношение сложное. С одной стороны, к прокату у меня претензий нет. В самом деле, с каждым фильмом, чтобы он нашел своего зрителя, надо как следует поработать. И «Ладья», одно из самых инициативных творческих объединений Студии имени М. Горького, с жаром взялась за новое для себя дело, подключив, помимо прокатчиков, еще и кооперативы. Не вижу ничего плохого в том, что А. Самохина, В. Стеклов, 3. Гердт, Б. Щербаков, другие хорошие актеры рекламировали картину в разных концах страны.

Но мне кажется совершенно недопустимым, что фильм сперва «пропускается» по самым крупным городам, а остальные зрители живут лишь слухами о нем. В эту-то щель и влезают другие «кооператоры». Я ничего не имею против видеокооперативов как таковых, но что, кроме возмущения, могут вызвать дельцы, заламывающие совершенно фантастические цены за показ украденных, неоплаченных видеокопий? Конечно, под предлогом приглашения киноведов или актеров, занятых в фильме. На поверку все оказывалось липой.

Люблю перефразированный афоризм Вольтера «Все жанры хороши, кроме скучного». Уверен: фильмы любых жанров имеют право на существование, и формы проката их практически не ограничены — от клубного показа «для посвященных» до красочного гала-шоу, торжественных премьер с участием молодежных рок-групп и т.п. Думаю, если бы критики из числа горячих поклонников А. Сокурова получали зарплату исходя из прибыли от демонстрации его фильмов, они наверняка вскоре нашли бы и наиболее целесообразные принципы рекламы и проката.

И все же я отнюдь не призываю дурачить зрителя манком зрелищного кинематографа. О какой «кассовости» и «зрелищности» у нас может идти речь, если — вынужден вновь привести набившее оскомину сравнение — американцы на среднюю зрелищную картину затрачивают около 20 миллионов долларов и почти столько же на рекламу, а смета «Воров в законе» не превышала 400 тысяч! Ни одному Дж. Лукасу не снилась та изобретательность, с которой наш оператор сумел подать так «аттракционно» один-единственный перевернутый грузовик. Голь на выдумки хитра, но до каких пор ходить голенькими? Хозрасчетный подход к производству и прокату, практикующийся в «Ладье»,— один из выходов из этого тупика.

В конце концов недооценка зрелищного кинематографа не только неуважение к нашему зрителю, но и препятствие для выхода на зарубежные кинорынки. А ведь интерес на Западе к нашим фильмам сегодня очень велик. Но надо сделать так, чтобы за первой, «перестроечной», волной интереса возникла заинтересованность, питаемая высоким уровнем наших картин. За примером далеко ходить не нужно — тех же «Воров…» приглашали устроители кинофестиваля в Венеции, но… .фильм туда не доехал. Здесь сыграло свою роль еще одно составляющее зрительского успеха — критика. Именно здесь дало о себе знать извечное недоверие «маститых» к поискам новых форм, к попытке возрождения традиций городского фольклора в кино. А ведь мнение А. Плахова или В. Демина ныне не просто критический отзыв, но жесткое руководящее указание.

И все же «Воры в законе» принесли «Ладье» прибыль, позволяющую запускать в производство самые разнообразные картины. Но не только. Появились средства для рекламы. Поэтому я приветствую набирающий силу процесс децентрализации киностудий, поворот в сторону самоокупаемости, когда каждое творческое объединение само отвечает за выпущенную картину. Не надо бояться самостоятельности. В идеале у каждого объединения должен быть свой базовый кинотеатр, надо также создать множество специализированных кинотеатров и видеосалонов с учетом различных зрительских групп, жанровых и прочих особенностей фильмов.

Главное, необходимо соперничество на равных. Везде — в съемках, прокате, видеобизнесе, критике. Удары ниже пояса не лучший способ выяснения отношений. Я — за чистую игру.

Комментарии закрыты